Порядок предоставления материалов и данных из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства
Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФДЗ), и информации о таких документах в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376 (далее - Административный регламент).
К документам ГФДЗ отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Согласно Административному регламенту для получения информации, содержащейся в ГФДЗ, любое заинтересованное лицо может в заявительной форме запросить землеустроительную документацию, которая имеет открытый общедоступный характер.
Для получения необходимой информации из ГФДЗ при обращении лично, либо почтовым отправлением необходимы следующие документы:
-заявление;
-документ, удостоверяющий личность;
-документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность).
Документы ГФДЗ, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений. Выписки и выкопировки из документов ГФДЗ производятся пользователями самостоятельно в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня принятия заявления. При этом можно запросить за один раз не более десяти документов. В случае обращения по почте заявителю направляются копии документов ГФДЗ в течение 15 дней со дня получения заявления.
Для получения документов из ГФДЗ, отнесенных к информации ограниченного доступа, заинтересованные лица при обращении лично, либо почтовым отправлением дополнительно к вышеуказанным документам предъявляют оригинал документа, дающего право на получение документов ГФДЗ, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен.
Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя.
Данная государственная услуга предоставляется бесплатно.
Подробную информацию можно получить по телефону: 8(3822) 513022.
Адрес для отправки заявления по почте: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1.
Критерии отнесения объектов к числу вспомогательных зданий, строений, сооружений
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом ГрК РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:
- здания и сооружения временного (сезонного) назначения;
- здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;
- здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что к числу объектов вспомогательного использования относятся сооружения, здания или строения, имеющие цель вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.
Аналогичный подход к определению статуса объектов вспомогательного использования сложился в судебной практике.
Так, например, из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 года № ВАС-15260/12, определений Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 308-ЭС15-1282, от 10 декабря 2018 года № 306-ЭС18-20002 следует, что объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения. При этом, судебная практика говорит также о необходимости учета уровня ответственности здания, сооружения при решении вопроса о необходимости получения разрешения на строительство (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2019 года № 306-ЭС18-24283).
Исходя из содержания положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (из разделов 2, 5, 6 положения) можно сделать вывод, что создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.
Минстроем России в письме от 16 марта 2020 года № 9394-ДВ/08 указано, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования.
При этом, при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией).
В письме также указано, что допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, также необходимо отметить, что объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом.
Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства. При этом размещение объекта капитального строительства вспомогательного использования предусматривается проектной документацией. Застройщиком может быть принято решение о создании объекта капитального строительства вспомогательного использования и в процессе эксплуатации ранее созданных основных (главных) объектов капитального строительства, в связи с чем в указанном случае размещение объекта вспомогательного использования не будет предусмотрено проектной документацией.
Учитывая изложенное, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами (например, при наличии на земельном участке здания торгового центра, в качестве основного объекта, не может считаться объектом вспомогательного использования другой объект с аналогичным назначением и разрешенным использованием, к примеру, являющееся объектом капитального строительства здание магазина, имеющее меньшие в сравнении со зданием торгового центра параметры, и расположенное на этом же земельном участке).
Кадастровая оценка объектов недвижимости
Начиная с 2020 года налог на имущество, как ранее и земельный налог, взимается от кадастровой стоимости. Вопрос определения кадастровой стоимости является актуальным, поскольку ее величина напрямую влияет на размер налоговых платежей. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в процессе проведения государственной кадастровой оценки.
Знать порядок проведения кадастровой оценки полезно для того, чтобы правообладатели могли контролировать ее ход и при необходимости скорректировать кадастровую стоимость объекта недвижимости до её утверждения.
Кадастровая оценка включает в себя: принятие решения о ее проведении, подготовку к ней, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, составление отчета об итогах оценки и утверждение ее результатов.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а для ее проведения субъектом создается бюджетное учреждение. На территории Томской области уполномоченным органом на проведение государственной кадастровой оценки является Департамент по управлению государственной собственностью Томской области (https://dugs.tomsk.gov.ru/). Определение кадастровой стоимости проводит Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ "ТОЦИК") (https://kadastr.gov70.ru).
С 1 января 2022 года предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней оценки, города федерального значения смогут сократить этот срок вдвое.
Так, во всех субъектах РФ (без учета ограничений по периодичности) в обязательном порядке будет проведена в 2022 году государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
Решение принимается не позднее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения оценки. Если оно принимается позднее, то кадастровая оценка не проводится.
Узнать о том, что принято решение о проведении кадастровой оценки правообладатели могут: на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ, который принял решение, в Фонде данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO), в официальных СМИ субъекта РФ. Такая информация размещается в этих источниках в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о проведении кадастровой оценки.
На официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://dugs.tomsk.gov.ru/) в разделе "Кадастровая оценка" опубликовано распоряжение от 01.02.2021 №48, которым принято решение о проведении на территории Томской области в 2022 году государственной кадастровой оценки земельных участков.
Подготовку к проведению государственной кадастровой оценки бюджетное учреждение осуществляет на постоянной основе. В рамках подготовки собирается, обрабатывается и учитывается информация обо всех объектах недвижимости, в том числе кадастровая стоимость которых была установлена в размере рыночной стоимости. При определении кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
При определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке
На этапе подготовки в целях уточнения характеристик правообладатель может подать в бюджетное учреждение декларацию о характеристиках объекта недвижимости с приложением. Декларацию можно подать в ОГБУ "ТОЦИК" лично, через МФЦ, Интернет, а также почтовым отправлением по адресу: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2. Это позволит исключить ошибки в сведениях об объекте недвижимости, которые учитываются при определении кадастровой стоимости.
По итогам определения кадастровой стоимости бюджетное учреждение составляет проект отчета в форме электронного документа, который в течение трех рабочих дней размещает на своем сайте. А также направляет отчет в Росреестр для проверки и размещения проекта отчета в Фонде данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO).
На этом этапе любое заинтересованное лицо может проверить информацию о том, как определена кадастровая стоимость его объектов. Если имеются какие-либо возражения или уточнения, то правообладатель может представить свои замечания в течение 50 дней со дня публикации сведений и материалов в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Их можно подать лично в ОГБУ "ТОЦИК" или МФЦ, направить почтой либо через Интернет.
Бюджетное учреждение может учесть представленные замечания и пересчитать кадастровую стоимость объекта недвижимости. Узнать о том, приняты ли замечания, заинтересованное лицо может на сайте ОГБУ "ТОЦИК" (https://kadastr.gov70.ru). На нем размещается информация об объектах, стоимость которых изменена, причины ее изменения, а также информация о замечаниях, которые не были учтены, с обязательным обоснованием причин. Кроме того, не реже чем один раз в пять дней обновляется опубликованный на нем проект отчета.
Результаты определения кадастровой стоимости, которые содержатся в подготовленном бюджетным учреждением отчете, утверждаются уполномоченным органом субъекта РФ. Для этого в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета принимается акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, который вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования.
Таким образом, зная этапы и сроки проведения государственной кадастровой оценки на территории Томской области, любое заинтересованное лицо может проконтролировать определение кадастровой стоимости своих объектов и при необходимости ее скорректировать.
Неуклонно растет доля услуг, оказываемых Росреестром в электронной форме
В 2021 году Управление Росреестра по Томской области активно включилось в работу по цифровой трансформации своей деятельности.
Во втором квартале 2021 года (в сравнении с аналогичным периодом 2020 года) доля электронных услуг по регистрации прав собственности и кадастровому учету, оказываемых органам власти Томской области и органам местного самоуправления (ОГВ и ОМСУ) в электронном виде, выросла и составила более 90% в общем объеме оказываемых данным органам услуг.
В целом, из 40 086 заявлений, поступивших в Управление на получение услуг по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав во втором квартале 2021 года, 17282 обращения были в электронном виде, что составило 43,1% от общего количества поступивших заявлений (1 кв. 2021 – 41,4%).
При этом, из поступивших 5 256 заявлений от ОГВ и ОМСУ во 2 квартале 2021 года, 4 770 пакетов документов - в электронном виде, что составляет 90,8% от общего количества поступивших заявлений от ОГВ и ОМСУ (1 кв. 2021 – 88,4% заявлений в электронном виде).
Количество заявлений от ОГВ и ОМСУ, поступивших в электронном виде во 2 квартале 2021 года, увеличилось на 16,7% (во 2 квартале 2020 года поступило 4 087 заявлений). Также, более 90% всех сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) запрашивается и предоставляется в электронном виде.
Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук рассказала: «Гражданский оборот рынка недвижимости вносит огромный вклад в экономику Томской области. Это и строительный и финансовый секторы, сектор государственного управления. Росреестр становится центром компетенций по земле и недвижимости, так как нет другого органа власти с подобным объемом полномочий. В 2021 году по поручению правительства Росреестром активно ведется работа по созданию единого ресурса по земле и недвижимости, включающего как электронную картографическую основу страны, так и сведения о правообладателях и кадастровой стоимости объектов. Кроме того, мы начали взаимодействовать с крупными участниками рынка недвижимости. Уже проведены совещания с застройщиками, действующими на территории Томской области, кредитными организациями, органами власти и местного самоуправления, которые вносят огромный вклад в рост доли услуг, оказываемых в электронном виде».
В настоящее время на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) доступны для получения в электронном виде все базовые услуги ведомства - государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, получение сведений из ЕГРН.
С помощью сайта Росреестра граждане и организации могут оперативно знакомиться с информацией об объектах недвижимости, узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости, записаться на прием к специалистам Росреестра, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг.
Дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости
Росреестром подготовлен дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости для оперативного информирования представителей органов власти, профессионального сообщества и граждан о правовых нововведениях по направлениям деятельности ведомства.
Дайджест представляет собой свод изменений в правовых нормах, которые установлены вступившими в силу в 2021 году Федеральными законами № 120-ФЗ, 191-ФЗ, 273-ФЗ и 275-ФЗ. Материалы изложены в доступной и понятной форме, они помогут широкому кругу лиц быстро разобраться в сути и содержании нормативных документов.
Дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости будет публиковаться на сайте Росреестра ежеквартально.
С дайджестом можно ознакомиться на сайте Росреестра, пройдя по ссылке: https://rosreestr.gov.ru/site/press/news/rosreestr-razrabotal-daydzhest-zakonodatelnykh-izmeneniy-v-sfere-zemli-i-nedvizhimosti/
Административная ответственность по ст. 7.34 КоАП РФ
Управление Росреестра по Томской области (далее – Управление) продолжает работу по выявлению фактов нарушения требований земельного законодательства, выраженных в использовании земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Административное наказание за совершение данного правонарушения предусмотрено статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность.
Согласно п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками следующие лица: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Таким образом, подлежат административной ответственности юридические лица, не исполнившие обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок на право аренды или приобретение земельного участка в собственность (ст. 7.34 КоАП РФ).
Например, обществу с ограниченной ответственностью был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, однако указанное юридическое лицо не переоформило такое право (на право аренды или приобретения земельного участка в собственность) и продолжает использовать данный земельный участок для эксплуатации здания.
В данном случае усматриваются основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Поэтому для устранения нарушения действующего законодательства юридическому лицу, на которое земельным законодательством возложена соответствующая обязанность, необходимо переоформить права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.
Как уточнить границы земельного участка
Ранее участки ставились на кадастровый учет без определения их точных границ. Координаты характерных точек границ участка начали устанавливать только с 1 марта 2008 г. Поэтому большое количество участков в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) точных границ не имеет.
Если у вашего участка не установлены координаты характерных точек границ, рекомендуем провести процедуру их уточнения. В результате у участка будут определены точные границы. Это защитит от присвоения части вашего участка и споров с владельцами смежных участков о расположении границ.
Необходимо определить, в каких случаях происходит уточнение описания местоположения границ земельных участков:
- при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с ненормативной точностью;
- в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности;
- при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости).
Границы земельного участка могут уточняться:
1) по вашей инициативе за ваш счет. При этом потребуется заключить с кадастровым инженером договор подряда на проведение кадастровых работ или договор подряда на проведение комплексных кадастровых работ, если участок находится на определенной территории. В результате проведения кадастровых работ будет составлен межевой план, в котором будут определены точные границы вашего земельного участка.
В состав межевого плана при уточнении границ участка обязательно включается информация о согласовании границ земельного участка.
Границы можно уточнить и в рамках выполнения комплексных кадастровых работ (если участок находится на определенной территории, например, в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд), заключив соответствующий договор подряда.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. При отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При отсутствии в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
2) по инициативе уполномоченных органов местного самоуправления либо уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ за бюджетные средства по государственному или муниципальному контракту на выполнение комплексных кадастровых работ соответственно.
Комплексные кадастровые работы выполняются в отношении всех объектов недвижимости, расположенных в границах одного или нескольких смежных кадастровых кварталов, или на территориях, указанных в ч. 1 ст. 42.11 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Это нужно, в частности, для того, чтобы уточнить границы земельных участков, установить (уточнить) расположение на них зданий и сооружений, образовать новые земельные участки, а также для исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Лица, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учёт, установлены ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов установлен ст. 18 Закона №218-ФЗ.
Предоставить необходимые для осуществления государственного кадастрового учета документы возможно:
- лично либо через представителя с соответствующим заявлением через Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» Вы можете ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;
- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг или сайт Росреестра.